Глава Госсударственного агентства по восстановлению Донбасса: Донецкая железная дорога должна работать под управлением Украины

Возможное прекращение железнодорожного сообщения Украины и временно неконтролируемых территорий несет серьезные риски для экономики нашего государства и в перспективе создаст дополнительные проблемы после освобождения Донбасса.   

n-share-ICTV_FAST_2016_03_14_thumbnail-20160314103430n.jpg

Возможное прекращение железнодорожного сообщения Украины и временно неконтролируемых территорий несет серьезные риски для экономики нашего государства и в перспективе создаст дополнительные проблемы после освобождения Донбасса.   

Какие решения диктует закон и логика, в интервью нашему изданию рассказал глава Национального Агентства по восстановлению Донбасса Вадим Черныш.

– Вадим Олегович, Президент однозначно говорит о возвращении временно неподконтрольных Украине территорий под контроль Украины уже в этом году. Имеет ли смысл разрывать железнодорожное сообщение?

 – Применительно к системе железных дорог, существует два разных вопроса. Вопрос имущества и вопрос управления движением. И эти вопросы замиксованы. Но на самом деле это два совершенно разных вопроса. Было постановление Кабмина об акционировании Укрзализныци и согласно этого постановления все железные дороги должны войти в состав одного юридического лица. Речь идет, я подчеркиваю, о слиянии. То есть из нескольких юридических лиц будет создано одно, которое будет называться ПАО Украинская железная дорога. И нет никаких исключений для Донецкой железной дороги. И при этом слиянии в единую структуру не должна потеряться система управления. А эта система до недавнего времени даже на подконтрольной Украине территории осуществлялась из Донецка. То есть с неподконтрольной территории. Что является неправильным. Поэтому если мы говорим об изменении системы управления, она не должна быть потеряна и должна осуществляться с украинской стороны. Вот это очень важно сделать.

 – Насколько это реально?

 – Вполне реально. Я не вижу проблемы. При правильных управленческих решениях со стороны той же Укрзализныци можно организовать управление всей системой железных дорог именно с украинской территории. И я считаю именно такое решение правильным стратегически и тактически. Уже, насколько я знаю, есть решение о переносе центра управления из неподконтрольного пока Донецка в украинский город Красный Лиман в Донецкой области.

 – Если что-то пойдет не так и сообщение будет разорвано, что нам угрожает? Какие риски для Украины?

 – Первое – поставки угля с неподконтрольных территорий под угрозой. Если управление движением не организуют надлежащим образом, есть такой риск. Наша энергетика требует поставок угля. И всего два варианта – покупать уголь на неконтролируемых Украиной территориях или за границей. Согласно данным Минэнергоугля, второй вариант дороже. Но если будет прекращение железнодорожного сообщения, то вариант у нас останется один – закупки импортного угля. Это дороже и такие контракты нужно прорабатывать заблаговременно. В настоящий момент потребности Украины в угле профильным министерством просчитаны на год по месяцам. Насколько мне известно – с учетом поставок с неподконтрольных территорий. Если у Мининфраструктуры, Минэнерго и Укрзализныци общая позиция, тогда управление движением будет организовано так, чтобы мы получили этот уголь. С неподконтрольной территории.

– Это критично для энергетики?

 – Запас топлива на Луганской ТЭС в настоящий момент приблизительно на месяц. Но ее мощности и сейчас не хватает для обеспечения потребностей того же Северодонецкого Азота. И она безальтернативна. Поэтому во время Минских переговоров мы пришли к решению, что две линии электропередач, которые проходят по временно неподконтрольной территории, должны быть восстановлены. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий на севере Луганской области, которую контролирует Украина. Это линия ЛуТЭС – Юбилейная и вторая линия от Углегорской ТЭС на Михайловскую. Мы согласовали в Минске восстановление этих двух линий. Они обеспечат альтернативное энергоснабжение украинской территории – севера Луганской области. Если Луганская ТЭС по каким-либо причинам перестанет работать, это будет большая проблема для всех. Есть альтернатива – это Северодонецкая ТЭС, завод Зоря и Завод картонных упаковок, на которых есть свои мощности генерации электроэнергии. Но их недостаточно и цена гораздо выше – например, Северодонецкая ТЭС работает на газе.

 – Разрыв железнодорожного сообщения повлияет только на энергетику?

 – Прекращение железнодорожного сообщения повлияет не только на энергетику, но и на целый ряд предприятий. Например, в металлургии. И эти предприятия, которые зарегистрированы в Украине, они платят налоги в бюджет. Тут целый ряд негативных последствий. Падение валютной выручки – это серьезно. В Украине сегодня не так много предприятий, которые обеспечивают приток валюты в казну. Второе – налоговые отчисления в бюджет Украины. Значительные суммы. Разорвав сообщение, мы рискуем потерять все это. А металлургические предприятия в случае остановки потом запустить будет очень сложно и дорого.

 – А о каких суммах потерь может идти речь?

 – Я даже не могу оценить, в какую сумму обойдется Украине восстановление остановившихся предприятий. Есть объекты, которые нужно будет восстанавливать за счет бюджета, а есть частные, которые будет восстанавливать собственник. Потянет ли собственник восстановление металлургического комбината? Ведь из бюджета на это деньги не дадут.

 – А если собственник не потянет? Что будет означать для Енакиево закрытие металлургического завода?

 – Это будет означать большие проблемы для тех людей, которые там получают зарплату. Однозначно. И после возвращения этих территорий под контроль Украины это уже будут наши общие проблемы.

 – То есть Украине невыгоден этот разрыв сообщения?

 – В перспективе от разрыва железнодорожного сообщения для Украины последствия негативные. Я с самого начала говорил, что нам необходимо сохранение железнодорожного сообщения при управлении со стороны Украины. Это самый оптимальный вариант. Он обеспечит управление и жизнеспособность этой части всеукраинской системы железных дорог. Тем более юридических проблем нет – предприятие перерегистрировано на территории Украины.

 – Если все-таки сообщение прекратится и Донецкую железную дорогу закроют, будут уволены более 20 тысяч сотрудников?

 – Я не понимаю, почему говорят об увольнении сотрудников железной дороги. Есть два постановления Кабинета Министров. Первое – об акционировании Укрзализныци. Согласно этому постановлению все железные дороги путем слияния должны объединиться в одно юридическое лицо. Второе об аффилированных предприятиях. В данном ключе нам интересно именно первое постановление. Мы говорим о слиянии предприятий. Теперь берем Кодекс законов о труде. Тридцать шестая статья. Мы сливаем несколько предприятий в одно и при этом все трудовые договоры  для сотрудников остаются в силе. Это закон Украины. Я не вижу проблемы в этом вопросе. Если управленческий аппарат Укрзализныци будет четко выполнять требования украинских законов, форма слияния предусматривает сохранение всех трудовых договоров. Все работники имеют право продолжать работать у правопреемника. Если кого-то хотят уволить, об этом должны предупредить согласно того же Кодекса законов о труде Украины. Насколько я знаю, таких предупреждений никто не получил. На неподконтрольной территории в том числе.

– Кто должен решать все эти споры и возникающие проблемы?

 – В постановлении Кабмина четко расписано – каждый этап. Кто готовит устав предприятия, кто его подает на утверждение, кто подает кандидатуры членов правления при реорганизации. Там все расписано поэтапно. И при этом система управления всей железной дорогой должна функционировать без сбоев. Без выяснения отношений, кто занимается диспетчеризацией. Постановления Кабмина ничего не говорят об управлении движением, эта система в рамках департамента Укрзализныци продолжает работать. Единственный, на мой взгляд, способ – договориться в формате Минских переговоров. О том, что система работает, а мы ей управляем с подконтрольной Украине территории. По действующему законодательству Украины проблемы вообще нет. В связи со слиянием действующие трудовые соглашения продолжены. Если действовать по закону, проблемы тут нет вообще.

– Но они возникают, эти проблемы. Почему?

 – У практических вопросов, с которыми мы сталкиваемся, есть стратегические решения. И тут мы сталкиваемся с вакуумом. У нас нет общего для всех органов власти на государственном уровне решения, что делать с неподконтрольными территориями. И это порождает вакуум управленческих решений.

 – То есть в отсутствии стратегии нельзя принимать тактические решения?

 – Стратегия есть, но она не всеобъемлющая. Потому что единую стратегию должны сформировать три центра управления. Исполнительная власть, законодательная и Президент. Законодательная вообще устранилась. И если мы говорим сегодня о стратегиях, то даже внутри парламента, на уровне законодателей существует две противоборствующих, как минимум. Например я слышал от лидера Самопомочи предложение заблокировать неподконтрольные территории до каких-то событий. И в связи с этим логичными являются какие-то действия с инфраструктурой. Но если мы говорим, что намерены вернуть эти территории под контроль Украины, то нужно сохранять общую инфраструктуру. Естественно, под управлением Украины.

Загружается…

Вверх Вверх

Курс Валют
продажа
USD 25.5500
EUR 28.5420
RUB 0.3930

Факты iPad / iPhone Факты Android