Google влияет на наш выбор: что нужно знать о манипуляционном эффекте SEME

Роберт Эпштейн написал большое эссе о том, как Google может повлиять на результаты выборов без нашего ведома, перевод которого опубликовал Apparat. Факты ICTV собрали самое важное.

Як google маніпулює людьми

Что такое необычный тип влияния?

В документальном бестселлере Тайные манипуляторы американский журналист Вэнс Паккард описал странный и довольно необычный тип влияния, который быстро распространялся в США, что делало его в некотором роде более опасным, чем выдуманные формы контроля, описанные в различных романах. Многие из нас слышали хотя бы об одном из этих методов — подсознательном стимулировании. Это демонстрирование коротких посланий, которые указывают нам, что нужно делать — но их показывают так мгновенно, что мы даже не подозреваем о их существовании. Описанные Паккардом силы за несколько десятилетий значительно распространились. Спокойная музыка в супермаркетах заставляет нас ходить более медленно и покупать больше еды, даже если она нам не нужна. Большинство праздных мыслей и сильных эмоций, которые ежедневно ощущают подростки, тщательно спланированы высококлассными маркетинговыми профессионалами, работающими в индустрии моды и развлечений.

Что такое новый контроль сознания?

Чтобы понять, как работает новый контроль сознания, нам нужно сначала посмотреть на поисковую систему, конкретно одну, крупнейшую и самую лучшую из всех — Google. Ее поиск настолько хорош и популярен, что название компании теперь широко используется как глагол в разных мировых языках. Google решает, какие из миллиардов веб-страниц он включит в наши поисковые результаты и как их ранжировать. Как он принимает эти решения — глубокая темная тайна, одна из самых охраняемых в мире, как формула Кока-Колы.  Но могут ли верхние результаты в поисковой выдаче влиять на что-либо большее, чем выбор потребителя?

Как проверялась теория контроля сознания?

В начале 2013 года был проведен эксперимент, в котором приняли участие 102 человека из округа Сан-Диего, распределенных случайным образом в три группы. В первой группе люди получали поисковые результаты, отдающие предпочтение одному политическому кандидату — они вели на страницы, где этого кандидата изображали лучшим, чем его оппонента. Во второй группе люди видели выдачу, выделяющую противоборствующего кандидата. Члены третьей, контрольной группы получали смешанные результаты, которые не делали акцент на каком-либо из кандидатов. В разных группах использовались одни и те же поисковые результаты и веб-страницы; единственной разницей было упорядочение поисковой выдачи. Также были взяты реальные выборы — премьер-министра Австралии в 2010 году. Соотношение людей, предпочитающих кандидата с лучшей выдачей, увеличилось на 48,4%, и каждый из пяти параметров сместился в сторону этого кандидата. Кроме того, 75% людей даже не заметили, что они просматривали предвзятую поисковую выдачу.

Что такое SEME?

Вызванный им сдвиг предпочтений Эпштейн назвали Манипуляционным эффектом поисковой системы или SEME. В ходе многих экспериментов ученому удалось узнать, что в отличие от подсознательных стимулов, SEME обладает огромным влиянием – как привидение Каспер, толкающее вас вниз по лестнице. Чтобы определить это, в начале 2014 года он отправился в Индию как раз перед началом голосования на крупнейших в мире демократических выборах. В среднем им удалось изменить соотношение людей, отдающих предпочтение любому конкретному кандидату, в целом больше чем на 20%, а в некоторых демографических группах — больше чем на 60%. Что более тревожно, 99,5% участников не заметили, что просматривают предвзятую поисковую выдачу — другими словами, что ими манипулируют.

Чем опасен Google?

Эпштейн подсчитал, что Google сейчас может кардинально повлиять на 25% национальных выборов в мире, при том что об этом никто не будет знать. Мощность такого масштаба и такого уровня невидимости не имеет прецедентов в мировой истории. Наблюдая за президентскими выборами в США, видно очевидные знаки того, что Google поддерживает Хиллари Клинтон. В апреле 2015 года Клинтон наняла своим техническим директором Стефани Хэннон, которая до этого работала в  Google. Старые друзья Хэннон могут принести Клинтон от 2,6 до 10,4 миллионов голосов в день выборов, при том, что никто не узнает об этом и не останется ни одного бумажного следа. Колеблющиеся избиратели всегда были ключом к победе на выборах, и еще никогда не было столько мощного, эффективного и недорого способа привлечь их, чем SEME. Если мы решим игнорировать эти факты, мы делаем это на свой страх и риск.

Перевод эссе опубликовал Apparat.

Теги:
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх