48 миллионов на километр. Почему при одинаковой цене в Финляндии – дороги, а в Украине – ямы?

Финские дороги ежегодно выдерживают проверку полярными зимами.

Финские дороги ежегодно выдерживают проверку полярными зимами.

Секрет успеха – правильное строительство и постоянное внимание к состоянию автомагистралей.

Финский принцип – жить в соответствии с заработанным. Бюджет на дороги сравнительно небольшой, однако финансируют точечно-наболевшие проблемы. Финны не прокладывают много новых магистралей, они просто строят качественно и берегут покрытие. Нынешние дороги возвели после Второй мировой войны. Поэтому полотно лишь реконструируют.

«К сожалению, мы не имеем достаточно денег, поэтому ремонтируем проложенные дороги. Если заменить верхний слой асфальта, то гарантия на 5 лет, и в течение этого времени там ездить комфортно. А вот капитальный ремонт надо было бы делать каждые 12 лет, а мы делаем каждые 15», – говорит представитель финского транспортного агентства Туомас Тойвонен.

Государство ежегодно выделяет 120 миллионов евро на ремонт. Их хватает на 2-3 тысячи километров. То есть, каждый километр стоит чуть больше четырехсот тысяч гривен. Это дешевле, чем строить новую трассу.

Сейчас прокладывают лишь одну автомагистраль на востоке страны – улучшают часть старой и еще достраивают 50 километров. Стоимость строительства 1 километра дороги первой категории в сто раз дороже. Смета – такая же, как украинская.

В то же время финские дороги, хотя и довольно старые, однако не разрушаются грузовиками. Все потому, что их сразу проектировали под соответствующий вес – 17 тонн на ось, тогда как в странах бывшего СССР максимум одиннадцать тонн.

«У вас современные грузовики разбивают дороги, у нас нет. И еще одно отличие – вы используете песок в основе, мы – нет. Только камни. В то же время наши дороги разбивает зимняя шипованная резина, и возникает колейность. Страдает полотно и зимой. Из-за того, что денег на ремонт дорог выделяют мало, чаще возникают ямы», – говорит дорожный инженер Юхо Коскела.

Компания Юхо выиграла контракт на содержание дорог. И по его условиям, если выбоина не угрожает безопасности движения, например, она неглубокая и размером с ладонь, ее можно устранить за неделю, если глубже – то немедленно.

Впрочем, это лишь временное латание. Летом обязательно участок вокруг ямы вырежут и качественно положат новое покрытие. В то же время в Финляндии у водителя почти нет шансов отсудить компенсацию после попадания в выбоину, ведь по правилам шофер обязан следить за трассой. Но финские дорожные службы редко дают повод жаловаться на свою работу.

// Андрей Гетман, «ФАКТЫ», ICTV

Загружается…

Вверх Вверх
Вверх