PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLnZlcnRhbWVkaWEuY29tL291dHN0cmVhbS11bml0LzIuMDEvb3V0c3RyZWFtLXVuaXQubWluLmpzIj48L3NjcmlwdD4=

Как выживает турецкий Кипр в международной изоляции (видео)

Контрольно-пропускной пункт между республикой Кипр и турецкой частью острова выглядит очень мирно

Контрольно-пропускной пункт между республикой Кипр и турецкой частью острова выглядит очень мирно.

На первый взгляд кажется, что это декорации к фильму, люди свободно переходят границу. Однако политически северный Кипр находится в международной изоляции.

Взаимоотношения между людьми стали возможными лишь десятилетие назад. Жители острова без помех ездят по острову. А иностранцы должны прибыть сначала в республику Кипр – признанную миром. То есть в аэропорты Ларнаки или Пафоса, а дальше – уже можно ехать на турецкую часть.

Именно поэтому все международные компании летают только на греческий Кипр. На север маршруты имеют только турецкие авиакомпании. Цены на некоторых линиях совсем низкие – 30 евро от Стамбула до Никосии. Из-за этого туристов на греческой части – в несколько раз больше. На север Кипра едут преимущественно турки, а также британцы – остров бывшая колония Туманного Альбиона.

Еще одна растущая группа – русские, их привлекает дешевизна и живописные пляжи. Украинские туристические компании, как правило, на Северный Кипр туров не продают.

«Наша главная проблема – нет прямых перелетов. Надо либо выбирать рейс с пересадкой в Стамбуле, или на греческий Кипр и пересекать границу. Но наши постоянные клиенты говорят – из-за изоляции у нас мало что меняется, нетронутая природа и им это нравится», – говорит управляющая отелем Кавидан Бейдагли.

Кавидан – внучка владельцев. Этот отель, как и большинство предприятий на северном Кипре, – семейный. Крупные гостиничные сети в этот регион не пришли – через политическую изоляцию. В автосалоне Мехмета работает его семья, дочь – менеджер. Чтобы автомобили попали на стенд, корабль сначала должно зайти в порт Турции и далее – в Северный Кипр.

«Мы работаем напрямую с немецким автопроизводителем, мне удалось договориться, потому что другие конкуренты таких условий не имеют. Но поставка идет через Турцию», – говорит владелец автосалона Мехмет Чангар. Основа экономики Северного Кипра – цитрусовые, оливковое масло и молочные продукты. Однако их экспортируют преимущественно в Турцию или в ближневосточные страны. Европейский союз, чтобы ослабить противостояние между греческой и турецкой общинами, инициировал введение новых правил.

За ними, товары, изготовленные на Северном Кипре, можно продавать в греческий Кипр и далее в Европу. Однако надо отвечать строгим стандартам. Молочная компания Юнуса приобрела современное оборудование, экспортирует на Ближний Восток и в Турцию, сейчас же ждет разрешение от греческого Кипра.

«У нас высокие стандарты. Наша продукция нравится местным, и мы много продаем в Кувейт. Производство растет. Но торговать с ЕС пока непросто», – говорит директор компании по производству молокопродуктов Юнус Бетмезоглу.

Небольшой внутренний рынок и международная изоляция – вот причины дефицита бюджета. Ежегодно компенсирует Турция, которая также строит здесь инфраструктуру – дороги и порты. А сейчас еще и супертехнологичный проект – водопровод – он начинается в горах Турции, а затем 80 километров идет под морем.

«У нас много свободных земель для сельского хозяйства. Но из-за засушливого климата мы их не можем обработать. С новой водой это станет возможным. Надеемся, что благодаря водопроводу мы сможем поладить с греческой частью Кипра», – говорит президент турецко-кипрской коммерческой палаты Кипр Фикри Торос.

Греки же пока настороженно относятся к проекту, опасаясь усиления роли Турции на острове. И две общины даже после 40-ка лет окончания войны делают шаги навстречу, но очень осторожно.

// Факты, ICTV

Загружается…

Вверх Вверх
Вверх