Скандал с Ryanair в Украине. Что пошло не так и как работать с лоукостом

10 июля Ryaniar заявил об отказе летать в Украину. Но через пару дней аэропорт Борисполь отвечает: переговоры возобновились. Что вообще происходит?

Ирландская авиакомпания-лоукостер Ryanair отменила приход на украинский рынок. Вот, о чем они говорили:

– Ryanair объявляет, что отменяет свой запланированный вход в Украину после того, как киевский аэропорт не выполнил соглашение, достигнутое в Министерстве инфраструктуры с должностными лицами аэропорта и нынешним генеральным директором аэропорта господином Рябикиным в марте этого года, – было сказано в сообщении.

Лоукост заявил, что киевский аэропорт защищает высокие тарифы.

Это вызвало невероятный резонанс в Украине. Министр Владимир Омелян заявил об увольнении Рябикина, в сети украинцы обозлились, но непонятно на кого. Ryanair виноват? Борисполь? Или министерство?

Как бы там ни было, уже сегодня, 14 июля, Владимир Омелян заявил, что директора Борисполя не увольняют. Ведь вчера международный аэропорт Борисполь возобновил переговоры с Ryanair в формате Министерство – аэропорт Борисполь – Ukraine Investment Promotion Office.

Кстати, пока с Борисполем медлят, аэропорт Львов уже подписал контракт с Ryaniar.

Факты ICTV попытались разобраться во всем этом. Ответы нам подготовил Артур Винюков-Прощенко, член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации.

 

Что такое Ryanair

Для Ryanair наш рынок – 0,2%. Поэтому Украина для лоукоста стратегически не второстепенная и даже не третьестепенная.

– Ryanair жесткие переговорщики, они знают цену трафику, который привозят, особенно в небольшие города. В региональные аэропорты они открыли ногой дверь и говорили, что “вы еще будете нам доплачивать за наших пассажиров”. Но это были взаимовыгодные условия.

Я подчеркну, что они не просто лоукост, Ryanair – ультралоукост. Для их бизнес-модели правильным был бы заход в региональные аэропорты Украины. Думаю, власти должны были направить усилия на то, чтобы благодаря Ryanair сделать  доступным Днипро и Львов, например.

Не знаю, почему не рассматривали такую опцию как Харьков, хотя возможно их отпугнула близость к ситуации на Донбассе. Те же Одесса, Херсон, Запорожье… Почему второстепенным аэропортам не делали предложений? Это неправильный ход, однозначно.

 

Ryaniar в Украине: почему не смогли договориться сразу

– Здесь были несколько поспешные действия министра Омеляна по анонсированию условий для Ryanair. Во всех странах, в которые приходила Ryanair, авиакомпания начала с региональных аэропортов.

Сейчас не совсем та точка во времени и не то состояние рынка, которые бы интересовали Ryanair. Они же не сами захотели прийти в Украину. Здесь была попытка притянуть за уши.

Если бы это произошло эволюционным путем – это были бы переговоры, инициированы теми же аэропортами. Тогда до какой-то точки они бы договорились.

Я считаю, что отказ Ryanair хоть и пафосный в их формулировке, что ненадежные партнеры и так далее… Но они экономисты, и экономисты жесткие! Конечно, они не хотели говорить, мол, ваш темп роста продаж нас не устраивает… Поэтому они выбрали удобный для себя ответ.

 

Если бы Борисполь принял условия Ryaniar

– Здесь целая цепная реакция, которая могла бы запустить эту ситуацию. Тем не менее, если бы Борисполь пошел на эти условия Ryanair, то другие перевозчики имели бы право возмутиться.

Во-первых, это репутационные риски. Во-вторых, Ryanair начал бы летать в Лондон, допустим. Он бы начал каннибализировать трафик. Потому что Ryanair может демпинговать, и делать это очень жестко и долго.

Технологически Борисполь даже не готов принять эти условия – например, развернуть за 25 минут самолет. Ryanair захотел, чтобы они открыли именно терминал С (VIP терминал. – Ред.)  – они также были не готовы.

Гендиректор Борисполя Павел Рябикин открыто обратился к Ryanair и описал им ситуацию такой, какая она есть. Никто от них не скрывал истинного положения вещей.

Но наша страна здесь, впрочем, как и всегда, уникальна. Переговоры во всем мире ведут строго конфиденциально. Это не публичные переговоры, а деловые. Есть мировая этика.

А если Ryanair в Украину не полетит…

Абсолютно катастрофического ничего не будет без Ryanair.

– Генеральный директор Борисполя поступил правильно как менеджер, не взяв неразумный экономический риск на себя. Пошла бы цепная реакция перевозчиков, каннибализация трафика, угроза развитию как хаба (Ryanair тоже пытается свои схемы налаживать) и так далее.

Ryanair – очень капризные ребята. Их капризы не нужно воспринимать всерьез. Был бы рынок готов: они бы сами пришли, сами бы договорились и летали бы. Думаю, Ryanair просто посчитал рост продаж, и он бы их не устроил.

Также нелогичный ответ Ryanair: с нами не договорился Борисполь, мы не будем летать во Львов. Это значит, что Львов экономически просто их мог не устроить, и он шел как довесок к Борисполю в их понимании.

Почему другие не несут убытки от Ryanair

– Как это работает в цивилизованных странах. Города, которых интересует приток туристов, и которые хотят привести Ryanair – они договариваются с бизнесом, который выиграет от этого потока пассажиров, развивают инфраструктуру для получения неавиационных доходов в аэропорту.

Делают все, чтобы монетизировать этот трафик – все готовы сбрасываться средствами. Так это и должно происходить.

Нужно запомнить: Ryanair, прежде всего, – мощная машина по заработку денег.

Богдан Аминов

Загружается…
Загружается…
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх
ПРИВЕТСТВУЕМ!
Пожалуйста, помогите нам улучшить Факты -
поставьте 2 честных галочки

1.

2. Мне

Пожалуйста, заполните все поля