PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLnZlcnRhbWVkaWEuY29tL291dHN0cmVhbS11bml0LzIuMDEvb3V0c3RyZWFtLXVuaXQubWluLmpzIj48L3NjcmlwdD4=

Назначение антикоррупционных судей не должно противоречить Конституции – Венецианская комиссия

Венецианская комиссия считает, что назначение судей Антикоррупционного суда может происходить с отклонением от общей процедуры, и не должно противоречить Конституции Украины.

В заключении, которое Венецианская комиссии обнародовала 10 октября, Комиссия одобрила недавние заявления президента Украины о насущной необходимости в создании независимого “специального антикоррупционного судебного органа”, который должен быть сформирован на конкурсной основе из числа судей с безупречной репутацией, и в соответствии со стандартами Совета Европы и Венецианской комиссии, передает Интерфакс-Украина.

Венецианская комиссия отметила целесообразность создания Высшего специализированного антикоррупционного суда, как это предусмотрено законом Украины О судоустройстве и статусе судей. При этом Комиссия отметила ряд недостатков законопроекта №6011 об антикоррупционных судах авторства вице-спикера Верховной Рады Оксаны Сыроед и народных депутатов Егора Соболева (фракция Самопомич) и Сергея Лещенко (фракция Блок Петра Порошенко), который сейчас находится на рассмотрении Верховной Рады. В частности, беспокойство экспертов вызвали положения о возвращении к политическим механизмам назначения судей.

В своем заключении эксперты Венецианской комиссии обратили внимание на необходимость “введения дополнительных защитных механизмов для обеспечения независимой процедуры назначения судей от исполнительной и законодательной властей”.

– Тот факт, что члены комиссии назначаются политическими лицами или институтами (президентом, Верховной Радой и министром юстиции (как это предлагается в законопроекте №6011 – Ред.)) дает повод для беспокойства. Это может подорвать процесс деполитизации судебной системы, – говорится в заключении.

Читайте: Анонсирован новый законопроект по Антикоррупционному суду

Последние поправки в Конституцию Украины (относительно правосудия) и закона Украины О судоустройстве и статусе судей исключили законодательную и исполнительную власть (министра юстиции) по процедуре назначения судей. Ее сейчас проводят органы судейского управления (Высший совет правосудия и Высшая квалификационная комиссия судей).

При этом Венецианская комиссия в своем заключении отмечает, что назначение антикоррупционных судей должно происходить с отклонением от общей процедуры – не более, чем это необходимо с учетом специфики такого суда.

Венецианская комиссия признает: определенные отклонения от общих правил для судей и судов могут быть приемлемыми с учетом специальных вызовов для Украины в борьбе с коррупцией на высших уровнях. В то же время “отклонение от общих правил следует ограничить”. Необходимо приложить усилия, чтобы избежать возможного впечатления, что антикоррупционные судьи отличаются, являются привилегированным классом судей или их назначают по процедуре, не определенной особенностью этих судов.

Венецианская комиссия отмечает, что участие международных экспертов в подборе судей возможно, но “с учетом принципа суверенитета Украины”.

Эксперты Комиссии обращают внимание, что “специальные правила для антикоррупционных судов и судей (в том числе их назначение и статус), которые отличаются от общих положений определенных законом Украины О судоустройстве и статусе судей, должны быть ограничены до необходимого уровня для обеспечения эффективной работы”.

Венецианская комиссия считает, что последнюю точку в вопросе конституционности закона должен ставить Конституционный Суд Украины, и при принятии соответствующего закона стоит “уменьшить риск признания закона неконституционным”.

Ранее мы писали, когда в Украине создадут Антикоррупционный суд и кто в нем будет работать.

Загружается…
Загружается…
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх