PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLnZlcnRhbWVkaWEuY29tL291dHN0cmVhbS11bml0LzIuMDEvb3V0c3RyZWFtLXVuaXQubWluLmpzIj48L3NjcmlwdD4=

Презентовано исследование Оккупированный Донбасс: экономика, демография, группы влияния. Стратегии для Украины

24 октября в Киеве в Дипломатической академии состоялась презентация исследования Оккупированный Донбасс: экономика, демография, группы влияния. Стратегии для Украины.

Над исследованием работали совместно Центр изучения России и оккупированных территорий и издание Деловая столица.

Исследование содержит комплексный социально-экономический и политический анализ процессов, происходящих на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Отдельные разделы посвящены макроэкономической ситуации в “ДНР” и “ЛНР”, экономике предприятий ОРДЛО, демографии ОРДЛО и гуманитарным аспектам. В разделе “Три с половиной вертикали: как построена власть в ЛДНР” подаются Топ-20 самых влиятельных персон в “ДНР” и столько же – в “ЛНР”. Общие выводы анализируют пять возможных сценариев для Украины с целью выяснить, какая стратегия Украины по ОРДЛО является наиболее целесообразной.

Исследование представили народный депутат Украины, руководитель Центра изучения России и оккупированных территорий Вадим Денисенко и шеф-редактор издания Деловая столица Виталий Пирович. Они отметили, что такое всестороннее исследование проведено в Украине впервые. При подготовке использованы максимально широкий массив источников: статистические данные украинских органов власти, международных и гуманитарных организаций, “органов власти ЛНР и ДНР”, другая информацию из открытых источников, в частности, СМИ и блогов, а также собственные сведения, полученные авторами исследования. Все эти данные тщательно сопоставлены, синтезированы и проанализированы, чтобы выводы были настолько объективными, насколько это позволяет ситуация, в которой оказались оккупированные территории Донбасса.

Результаты исследования свидетельствуют о масштабном кризисе как в экономике, так и в демографии ОРДЛО. В частности, в “ДНР” количество штатных работников в основных промышленных центрах сократилось за три года со 170 тыс. до 80 тыс., то есть более чем вдвое; годовой обьем промышленного производства упал с 238 млрд грн в 2014 до 60-70 млрд грн. В 2017 прогнозируется валовой региональный продукт в “ДНР” до $ 1 млрд. Это менее $500 на душу населения, или более чем в четыре раза меньше, чем на остальной территории Украины. А в “ЛНР” валовой региональный продукт составляет $200 на душу населения в год, то есть в десять раз меньше, чем на контролируемых Украиной территориях.

О масштабах демографического кризиса в ОРДЛО свидетельствуют следующие факты. По данным оккупационной статистики (“Главстат ДНР”), коэффициент рождаемости в “ДНР” в 2016 составил 5,1 на 1000 жителей. В мирных регионах Украины, по данным Госкомстата Украины, этот показатель был вдвое выше (10,2 на 1000 жителей). Коэффициент естественного прироста населения в “ДНР” составил в 2016, по данным оккупационной статистики, -9,9 на 1000 жителей в 2016. Это хуже, чем в любой стране в мире. Реальная ситуация в ОРДЛО еще более катастрофическая, потому что оккупационная статистика грубо занижает смертность населения. В мирных регионах Украины коэффициент естественного прироста составил в 2016, по данным Госстата, -4,5 на 1000 жителей. То есть сейчас ОРДЛО – это территория ускоренного вымирания населения.

Вадим Денисенко рассказал, в частности, о возможных сценариях дальнейшего развития событий в ОРДЛО. В выводах исследования отмечается, что худшим для Украины сценарием было бы отказаться от оккупированных территорий Донбасса, хотя это и предлагают отдельные политики. Такой шаг освободит Россию от западных санкций, фактически благословит ее на аннексию этих территорий и заодно легитимизирует аннексию Крыма, однако не принесет Украине мира. Наоборот, Кремль будет уверен в своей безнаказанности и в любой момент нападет снова, чтобы оторвать от Украины еще несколько кусков.

Также плохим вариантом было бы законсервировать нынешний статус-кво. Запад не сможет продолжать санкции вечно. Кремль активно работает над тем, чтобы разрушить единство стран G7, а также стран ЕС. Только действие санкций прекратится, Кремль попытается руками “ДНР” и “ЛНР” захватить те территории Донецкой и Луганской, которые сейчас контролируются Украиной. Как известно, “ДНР” и “ЛНР” называют эти территории “оккупированными Украиной” и требуют их “возвращения”. То есть “замораживание конфликта” на Донбассе самом деле невозможно.

В связи с этим Вадим Денисенко отметил роль закона Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях.

– Этот закон важен тем, что он дает юридическую оценку нынешнему статусу-кво, в частности, называет оккупированные территории оккупированными. Но сам по себе этот закон не является инструментом деоккупации. Для деоккупации Донбасса необходимы дополнительные решительные действия Украины, подкрепленные мерами на международном уровне, – подчеркнул Вадим Денисенко.

Читайте: План Маршалла для Украины: Еврокомиссия получила проект

В исследовании анализируются сценарии, которые бы обеспечили поэтапное возвращение оккупированных территорий Донбасса под контроль Украины. В качестве нового инструмента деоккупации предлагается такой механизм, как демилитаризованные свободные экономические территории в ОРДЛО. Понятно, что Кремль сначала будет отвергать это предложение. Однако важно сделать его предметом переговоров. Выдвинув эту идею, Украина перехватит инициативу в переговорном процессе и покажет жителям оккупированных территорий (и мировому сообществу) свою готовность, чтобы местные предприятия получали заказы, рабочие – работу и зарплату, а пенсионеры – украинские пенсии непосредственно в своих городах и поселках.

Неоднозначным вариантом является введение в ОРДЛО миротворцев ООН. Ясно, что такое решение если и будет принято, то в компромиссном варианте между пожеланиями Киева и Москвы. К тому же, как показывает горький опыт Минских соглашений, Россия не склонна придерживаться взятых на себя обязательств. И даже в случае благополучного введения миротворцев на всю территорию ОРДЛО есть опасность, что российские оккупационные войска останутся там под маской “народной милиции ДНР и ЛНР”, так же полностью сохранит власть оккупационная администрация под маской “республик”. При этом Кремль руками “ДНР” и “ЛНР” всячески будет тормозить возвращение оккупированных территорий под контроль Украины, а миротворцы будут только живым щитом, который будет защищать “ДНР” и “ЛНР” от любых неприятностей со стороны Украины.

В то же время Кремль за согласие на миротворцев может выторговать себе частичное снятие западных санкций. То есть, Украина де-факто не получит ничего, ОРДЛО и дальше будет оставаться вне контроля Киева, а Россия благодаря отмене санкций решит свои финансовые проблемы. Конечно, это не значит, что от миротворцев следует отказываться. Но, приходят к выводу авторы исследования, нужно осознавать, что Россия начнет выполнять договоренности и делать реальные шаги для возвращения ОРДЛО под контроль Украины только в том случае, если убедится, что иначе Украина будет способна осуществить силовой сценарий деоккупации Донбасса. Поэтому такой сценарий следует готовить в любом случае. Подготовка его будет тем стимулом, который будет заставлять Кремль выполнять договоренности.

Очевидно, силовой сценарий должен быть гибридным, потому что только такой может быть адекватный ответ на гибридную агрессии со стороны России. С одной стороны, Украина должна укреплять свою военную мощь. Есть надежда, что западные партнеры осознают необходимость помочь Украине таким оружием, которое бы увеличило потери военной техники и личного состава оккупационных войск в случае возобновления масштабных боевых действий на Донбассе. С другой стороны, одновременно следует максимально увеличивать проблемы оккупационному режиму в ОРДЛО. В частности, нужно, чтобы украинское телерадиовещание стало доступным на всей оккупированной территории. Но необходимо позаботиться и о надлежащем информационном наполнении этих передач. Кроме того, необходимо использовать конфликты между различными группировками, местными и российскими, что делят сферы влияния в ОРДЛО. Эти конфликты непременно будут усиливаться по мере уменьшения возможностей России финансово поддерживать “ДНР” и “ЛНР”. Украинские спецслужбы и информационные ресурсы должны помочь обострению этой внутривидовой борьбы. Это не только облегчит деоккупацию, но и уменьшит шансы антиукраинских сил на местных выборах после деоккупации, отмечается в выводах исследования.

Напомним, 6 октября Верховная Рада приняла Закон о реинтеграции Донбасса, в котором  законодательно определила Россию агрессором, создала единый штаб и переименовала АТО.

Загружается…
Загружается…
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх