ЦИК популярно разъяснила “референдумы” на Востоке: это попытка свержения конституционного строя

ЦИК обнародовала заявление относительно так называемого “референдума 11 мая 2014 года”

ЦИК обнародовала заявление относительно так называемого “референдума 11 мая 2014 года”.

В нем отмечается, что эти меры “содержат признаки посягательства на конституционный строй Украины и захват государственной власти и не будут иметь никаких правовых последствий».

Как говорится в распространенном документе, в связи с совершением действий по проведению в Донецкой и Луганской областях так называемого “референдума 11 мая 2014 года” Центральная избирательная комиссия считает необходимым отметить, что Конституция Украины, принятая Верховной Радой Украины от имени Украинского народа – граждан Украины всех национальностей, выражая суверенную волю народа, опираясь на многовековую историю украинского государственного строительства и на основе осуществленного украинской нацией, всем Украинским народом права на самоопределение, определяет Украину как унитарную, суверенное, независимое, демократическое и правовое государство, суверенитет которого распространяется на всю ее территорию (статьи 1, 2 Конституции Украины).

“В Украине признается и действует принцип верховенства права, а Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. При этом по смыслу статьи 8 Конституции Украины все нормативно-правовые акты принимаются на ее основе и должны ей соответствовать. В соответствии со статьей 19 Конституции Украины правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. В свою очередь, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины”, – говорится в документе.

“Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая статьи 5 Основного Закона Украины). Согласно статье 69 Конституции Украины народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии. Статьей 73 Конституции Украины предусмотрено, что исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины. Пунктом 20 части первой статьи 92 Конституции Украины установлено, что организация и порядок проведения выборов и референдумов определяются исключительно законами Украины. Правовые основы, организацию и порядок проведения всеукраинского референдума определяет Закон Украины “О всеукраинском референдуме” от 6 ноября 2012 года N 5475-VI”, – отметили в ЦИК.

“В соответствии со статьей 3 указанного Закона предметом всеукраинского референдума могут быть любые вопросы за исключением тех, решение которых референдумом не допускается Конституцией Украины, законами Украины.

Так, за предметом всеукраинский референдум может быть:

1) об одобрении новой редакции Конституции Украины, внесение изменений в Конституцию Украины, отмена, потерю действия или признания недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины (конституционный референдум); 2) об изменении территории Украины (ратификационный референдум); 3) относительно принятия или отмены закона или внесения изменений к действующему закону Украины (законодательный референдум); 4) по любому вопросу, за исключением тех, по которым референдум не допускается согласно Конституции Украины (общий референдум)”, – пояснили в ЦИК.

Вместе с тем, согласно тексту заявления, в Украине признается и гарантируется местное самоуправление, является правом территориальной общины – жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины (статьи 7, 140 Конституции Украины).

“Согласно статье 143 Конституции Украины территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления, в частности, обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов. Согласно Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” местный референдум – форма принятия территориальной общиной решений по вопросам, относящимся к ведению местного самоуправления, путем прямого голосования. При этом, территориальная община – жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр”, – пояснили в комиссии.

Таким образом, Конституция Украины закрепляет право проведения местного референдума в пределах села, поселка, города или нескольких сел, имеющих единый административный центр, для принятия их жителями путем прямого голосования решений по вопросам, относящимся к ведению местного самоуправления. Зато проведения местного референдума в пределах областей Украины Конституцией Украины не предусмотрено. В то же время на сегодня закон, который должен определять организацию и порядок проведения местного референдума, отсутствует, поскольку Закон Украины “О всеукраинском и местных референдумах” в соответствии с пунктом 4 раздела XIII “Заключительные положения” Закона Украины “О всеукраинском референдуме” признан таким, что утратил силу”, – отметили представители ЦИК.

“Поэтому подготовка проведения местных референдумов на территории Украины возможна только после принятия Верховной Радой Украины, которая согласно статье 75 Конституции Украины является единственным органом законодательной власти в Украине, соответствующего закона, которым будут урегулированы все организационно-правовые механизмы реализации народного волеизъявления в такой форме, как местный референдум. Но до законодательного урегулирования Верховной Радой Украины проведения местных референдумов любые попытки их проведения являются антиконституционными и незаконными”, – говорится в обнародованном заявлении.

Как сообщили в ЦИК, “законодательная неопределенность круга субъектов процесса местного референдума и их прав, неурегулированность порядка образования округов, участков и комиссий местного референдума, финансового и материально-технического обеспечения, гарантий деятельности официальных наблюдателей, порядка проведения голосования и установления результатов местного референдума нивелируют местный референдум как одну из форм непосредственной демократии”.

“Учитывая вышеизложенное все действия, направленные на имитацию мероприятий по подготовке проведения местного референдума в Донецкой и Луганской областях при условии неурегулированности Верховной Радой Украины организации и порядке его проведения, содержащих признаки посягательства на конституционный строй Украины и захват государственной власти и не будут иметь никаких правовых последствий”, – говорится в заявлении.

Загружается…
Загружается…
Загружается…
Загружается…
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх