Отмена стипендий: худшая идея или идея, которая заставит украинцев думать?

Факты ICTV взвесили плюсы и минусы отмены стипендий. Как оказалось, ликвидация выплат может дать и положительный, и отрицательный результат.

В Министерстве финансов предложили ликвидировать стипендию для большинства студентов с 1 января 2017 года.

С такой рекомендацией ведомство обратилось к распорядителям бюджета.

Факты ICTV спросили деятелей образования и узнали, хорошо ли это – лишать студентов стипендии.

Кому хотят оставить стипендию?

Министерство предлагает оставить стипендию только сиротам, инвалидам I-III группы, детям, лишенных родительской опеки, и детям из малообеспеченных семей.

К слову, в Минобразовании заявили, что не поддерживают эту инициативу.

Сколько платят сейчас?

Студентам-бюджетникам со средним баллом 5.0 после последней сессии ежемесячно выплачивают примерно 930 гривен, а те, кто имеет средний балл от 4.0 до 4.9 – около 830 гривен.

Студенты-сироты могут расчитывать на 1960 гривен, если у них средний балл 5.0. А те, кто учатся в категории хорошо, получают около 1860 гривен.

Но есть и так называемые бонусы – специальные повышенные стипендии для тех, кто отличился.

Президентская стипендия  – 1200 гривен, стипендия Кабмина – 1100 гривен, стипендия Верховной Рады – 1200 гривен.

Читайте: Студентов просят устроить бунт против отмены стипендий

Почему так отменять – это плохо?

– Это большой социальный и материальный минус, – считает доктор филологических наук, профессор Ярослав Козачок.

 – Не вижу плюсов. Можно было понять нововведение, если бы мы знали мотивацию этого шага, аргументы. Пока лишь слышим о сокращении бюджетных расходов, – рассказал Козачок. 

Профессор считает, что, для принятия такого решения нужен системный анализ рынка труда, государственного заказа и бюджета вообще.

Для начала нужно определить правила отмены. Так считает проректор по научно-педагогической работе Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат философских наук,  профессор Владимир Бугров:

– Если просто отменить стипендию и не определить правила, по которым она предоставляется, то это путь стран третьего мира.

– Уровень жизни студентов очень низок. Особенно это касается выходцев из районных центров, сельской местности. Для них даже сегодняшняя стипендия является весомой, – говорит Бугров. 

Заведующая кафедрой журналистики НАУ, доктор филологических наук, профессор Эллина Циховская убеждена, что стипендия – это стимул и материальное поощрение, которые точно должны быть у студентов.

– Предложение Минфина о ликвидации стипендиального обеспечения на 2017 год слишком неожиданное, чтобы быть воспринято положительно образовательным сообществом, – рассказывает Циховская.

А основатель образовательного онлайн-проекта Prometheus Иван Примаченко считает, если сэкономленные деньги будут банально выкачаны из образования, то это путь в никуда.

И что делать?

В дискуссии должны принимать участие представители образовательной сферы, экономисты и обществоведы, чтобы определить риски от таких спонтанных решений, убеждена профессор Эллина Циховская.

По ее словам, нужно сменить концептуальный подход и тогда уже выплачивать стипендию только за высокие достижения. И уж точно не 800 гривен, как сейчас.

Профессор Владимир Бугров отмечает, что если реформировать образовательную сферу, то делать это комплексно.

К примеру, выпускники средней школы не получают качественного образования из-за учителей, которые работают без морального и материального стимула. 

– Общество рассматривает учителя в школе как лузера. Сегодня это “неудачник”, который “вынужденно” преподает в школе. Как вы думаете, он будет качественно работать?, – рассуждает профессор.

А как тогда отменять?

Если сэкономленные деньги перенаправить в образование, тогда эта идея может стать прорывным решением, считает Иван Примаченко:

– Во-первых, можно обеспечить свободный доступ к высшему образованию тем, кто нуждается, и при этом не просто выплачивать стипендии всем подряд. 

Во-вторых, реально стимулировать тех, кто показывает выдающиеся успехи, а не просто присутствует на лекциях и семинарах

В-третьих, университет перестанет быть социально приемлемым местом, где можно 6 лет “просидеть” между окончанием школы и началом работы.

Абитуриенты начнут гораздо тщательнее думать над тем, нужен ли им університет, и если да, то какая специальность.

Богдан Аминов.

Загружается…
Загружается…
Загружается…
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх