Автор:Віктор Кириченко

Бізнес в онлайні: феномен маркетплейсів в Україні та світі

Чтобы объяснить суть и механику маркетплейсов, приведу 3 самых известных примера. У маркетплейса Uber, крупнейшей службы такси, нет ни одной машины, у передовой торговой компании Alibaba нет складов и товаров, а Airbnb, популярный сервис бронирования жилья, не владеет ни одной квартирой. Все товары и услуги, которые есть на маркетплейсе, дело рук тысяч предпринимателей. Сам маркетплейс же ничем не владеет, ничего не продает. Он только предоставляет онлайн-площадку для старта и развития чужого бизнеса и помогает ему получить клиентов. В этом весь смысл.

Читайте:  Как продавать через интернет: 5 золотых правил маркетплейса

Мировые и отечественные онлайн-площадки

Каждый из нас знает минимум три мировых и украинских маркетплейса, помимо упомянутых ранее. О некоторых просто слышали, некоторыми пользуемся регулярно. Маркетплейсов на самом деле в мире намного больше, чем может показаться. Их сотни. Некоторые из них локальные, но большинство — известные во всем мире.

А что в Украине? — спросите вы. В Украине тоже растут и развиваются минимум 20 крупных маркетплейсов. Многие из них отечественные, некоторые — зарубежные аналоги. Это торговые онлайн-площадки, сервисы поиска работы, заказа услуг, такси, еды и т. д. Если посмотреть на хронологию запуска маркетплейсов в Украине, то сразу видно тренд: с каждым годом на рынок выходит все больше онлайн-площадок.

В Украине стали появляются даже специализированные проекты. Большинство из них своим появлением создали новые ниши на рынках, а некоторые — целые рынки. Это маркетплейсы поиска артистов на мероприятия, партнеров для бизнеса, репетиторов и так далее. Но по прежнему свободных ниш для онлайн-площадок на предостаточно.

К примеру, в Польше запустили уникальный маркетплейс услуг переводчиков, онлайн-биржу бронирования мест для ивентов, книжный маркетплейс-сообщество. Аналогов таких сервисов в Украине еще нет, а возможностей их создать — предостаточно.

 

Почему маркетплейсы популярны у бизнеса и потребителей?

На это есть несколько причин. Для предпринимателей первая и самая главная — на маркетплейсе они стартуют быстрее, чем когда запускают интернет-проект самостоятельно. Ему не нужно обращаться к разработчикам, сеошникам, маркетологам и так далее. Все, что обычно для интернет-проектов делают веб-студии, на маркетплейсе уже готово. А все, чего не хватает, можно сделать самостоятельно. Для этого нужно только 2 руки, 1 голова и немного времени.

Многие предприниматели приходят на маркетплейсы также за большой лояльной аудиторией. Чтобы заслужить доверие потребителей, мировые бренды тратят десятки лет и кучу денег. У малого бизнеса в онлайне нет на это ни времени, ни средств. Потому предприниматели стартуют на маркетплейсах, где эта лояльная аудитория уже есть. Тут клиенты доверяют не брендам, а отзывам. Предпринимателю достаточно 3-4 отзыва довольных клиентов, чтобы аудитория относилась к нему в разы лояльнее, чем к объявлению в интернете или неизвестному сайту в поисковике.

Читайте: Как заработать на ручной работе: анализ рынка handmade в Украине

Потребители в свою очередь приходят на маркетплейсы, потому что там всегда есть из чего выбрать. Это касается и цен, и ассортимента. Если пользователь, к примеру, захочет арендовать квартиру, на маркетплейсе бронирования жилья он найдет максимум вариантов от сотен арендодателей и самую выгодную стоимость за счет их большой конкуренции. То же самое и с покупкой товаров. В онлайн-маркете, к примеру, выбрать платье можно из 51 тыс. вариантов у тысяч продавцов.

Маркетплейсы универсальны и масштабны, поэтому растут и развиваются стремительнее одиночных интернет-проектов. И пока у предпринимателей и потребителей есть стимулы пользоваться маркетплейсами, онлайн-площадки будут продолжать побеждать другие модели онлайн-бизнеса, заполнять пустующие ниши и создавать новые перспективные рынки.

Автор: руководитель онлайн-маркета Bigl.ua.


Вгору Вгору
Вверх