PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLnZlcnRhbWVkaWEuY29tL291dHN0cmVhbS11bml0LzIuMDEvb3V0c3RyZWFtLXVuaXQubWluLmpzIj48L3NjcmlwdD4=
Автор:Альберт Фельдман

Як вплинути на владу і не стати корупціонером

Сможет ли слово “лоббирование” стать официальными термином в Украине

У большинства украинцев слово “лоббист” до сих пор ассоциируется с хищным воротилой из антизападных страшилок советской пропаганды. Такое восприятие – одна из главных, но далеко не единственная преграда на пути становления института профессионального лоббизма в Украине. Между тем  в Европе, в США, Израиле это понятие десятки лет не только используется официально, но и определяет один из основных механизмов взаимодействия бизнеса, общественных организаций и социальных групп с государственной властью. И не просто взаимодействия, но влияния на решения власти.

В этом моменте нравственные и гражданские устои общества, до сих пор травмированные советской идеологией, начинают выдавать странные кульбиты. С одной стороны, представление о том, что на “святая святых” – решения власти – можно повлиять табуировано позорным, уже не советским, термином “коррупция”.  С другой стороны, все уверены в том, что любой вопрос можно решить, если найти правильного кума, брата, свата или просто “как-то договориться”. Так вот общество и продолжает плодить коррупцию, одновременно осуждая ее.

То, что это до сих пор происходит в Украине особенно печально, учитывая тот факт, что попытки принять законодательство о профессиональном лоббировании осуществляются уже около десятка лет. Например, в 2010 году депутат Коновалюк зарегистрировал законопроект № 7269, который формализировал отношения лоббистов, бизнеса и органов власти. Это всего одна  из многих попыток. Более того, говоря о лобби и коррупции, стоит вспомнить, что создание правового поля для лоббистов – один из необходимых шагов для реализации Национальной антикоррупционной стратегии, утвержденной Кабмином в 2015 году.

Одна из причин, по которой все эти законодательные инициативы не имеют дальнейшего продолжения – сопротивление самих коррупционеров. Хоть как ни старайся, но без влияния на власть не может обойтись бизнес ни одной страны. Украина – не исключение. И за многие годы здесь были построены прочные негласные схемы решения вопросов. Зачастую, этим занимаются так называемые “решалы” – люди вхожие в кабинеты власти и знающие систему изнутри. За определенное вознаграждение в долларах, они связывают клиента и чиновника для заключения уже более крупной сделки, в результате которой винтики государственной машины поворачиваются благоприятным образом для решения интересов просителя.

Конечно, такую систему, при которой целые поколения чиновников без труда зарабатывают на будущее свои правнуков, разрушить нелегко. Однако в последнее время все активнее заявляет о себе новое сообщество посредников между властью и бизнесом – молодые лоббисты, которые стремятся выйти из тени, зарабатывать много и официально, а также понимают, что регулированное законом профессиональное лоббирование – единственный выход для государства, которое стремится стать участником мирового сообщества, а не оставаться в хвосте банановых республик.

Уверенность новых лоббистов в своем успехе стоит на двух столпах. Один из них – мировой опыт. Именно официальный лоббизм делает процедуру общения между бизнесом и властью максимально прозрачной. Законодательное регулирование лоббизма не даст лоббистам никакой преференции, кроме главной – работать законно. Но при этом процесс становиться открытым: кто и для кого принимает решения, какие бюджеты тратятся, какие законодательные акты принимаются в результате взаимодействия.

Второй – историческая неизбежность. Возможно, именно этот фактор станет решающим для создания института лоббирования в Украине. Яркий пример тому – медиа-хаб Индустрия 4.0, созданный Институтом профессионального лоббирования и адвокаси в Украине совместно с Украино-израильским институтом стратегических исследований им. Голды Меир. Его задача – информировать и популяризировать среди власти, бизнеса и общественности принципы Индустрии 4.0 – новой мировой экономической концепции, не успев за которой, Украина чуть ли не в буквальном смысле окажется в средневековье.

И вот здесь вступают в силу факторы, перед которыми любая коррупция бессильна, поскольку внедрять принципы Индустрии 4.0 выгодно и власти, и бизнесу и стране в целом. Проблема – в недостатке осведомленности, в разъединенности компаний, делающих успехи на этом поприще и обычном невежестве власти. И здесь оказывается, что лоббизм это не просто “решение вопросов”, но в первую очередь – информация, обучение, знания, которые объективно нужны всем участникам процесса. Учитывая такие неоспоримые факторы, появляется надежда, что именно кейс медиа-хаба Индустрия 4.0 станет трамплином, который позволит создать в Украине цивилизованный механизм общения бизнеса и власти, принятый в западном мире десятилетия назад.


Вгору Вгору
Вверх