PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLmFkdGVsbGlnZW50LmNvbS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC8yLjExL291dHN0cmVhbS11bml0Lm1pbi5qcyI+PC9zY3JpcHQ+

Удар по обнальщикам: ГФС перекрыла серые схемы с НДС

Фискальная служба запустила собственную систему блокировки рисковых налоговых накладных (СМКОР).

Она заметно отличается от минфиновской модели, работавшей во второй половине прошлого года. Система стала более интеллектуальной и, по отзывам бизнес-ассоциаций и предпринимателей, не создаст особых проблем легальному малому и среднему бизнесу. Благодаря ей в бюджет ежемесячно будут поступать миллиарды гривен, выведенных из тени.

22 марта стал черным днем для теневого рынка схемных налоговых кредитов и обналички. В автоматическом режиме заработал новый порядок блокирования налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК). Организовывать аферы с фиктивным НДС, обманывая государство, мошенникам станет теперь на порядок сложнее.

Главная мишень системы, придуманной налоговиками, – это “скрутки”. Поясним, как они работают. Например, импортер фруктов официально завозит апельсины в страну, продает их оптовикам на рынке и получает наличные. Но кэш официально не оприходует, а дополнительно зарабатывает на нем. Посредники-обнальщики организовывают так называемые “скрутки”, в которых, кроме обладателей кэша также участвуют компании, желающие под небольшой процент обналичить свои безналичные средства (например, чтоб сэкономить на налогах и часть зарплаты сотрудникам выплатить в конвертах). Таких немало. В итоге,  к примеру, строительная компания, которой государство оплачивает по безналу ремонт дорог, зачем-то вдруг вагонами скупает апельсины. Разумеется, реально такие сделки проходят только на бумаге. СМКОР подобные мошеннические сделки вычисляет и блокирует.

Система блокировки начала работать еще в июле прошлого года. Увы, первая минфиновская версия СМКОР оказалась несовершенной. Блокировались налоговые накладные, в том числе и  реального сектора экономики, что вызывало достаточно большое количество жалоб. В конце минувшего года систему временно приостановили, проверки рисковых накладных снова перевели в ручной режим.

Новую систему дорабатывали почти три месяца. Причем главную роль в разработке СМКОР-2 играл уже не Минфин, а ГФС. Именно фискальная служба теперь отвечает за разработку критериев риска. Опрошенные эксперты считают, что ключевые пункты раздора в работе системе удалось нейтрализовать благодаря передаче контроля над ней специалистам ГФС, а также тесному диалогу с представителями бизнес-сообщества.

Работа над ошибками

Новая система стала более интеллектуальной и избирательной. Ее основной принцип – выделить из общей массы только те предприятия, которые сами по себе вызывают подозрения. К примеру, компания создана несколько месяцев назад, у нее явно подставной директор (занимает аналогичную должность еще в десятках других юрлиц),  фактически нет активов, но, тем не менее, фирма резко наращивает обороты. Операции такого плательщика новая автоматическая система проанализирует очень тщательно. А вот операции предприятий реального сектора с позитивной репутацией и историей не будут проходить проверку.

– Критерии рискового налогоплательщика мы пытались выписать так, чтобы они однозначно указывали на плательщика, занимающегося пересортом. Собственно, это – налогоплательщик, зарегистрированный на похищенные, потерянные документы, зарегистрированные на подставных лиц, – отмечает Николай Чмерук, директор Департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных систем.

Если у системы на первом этапе возникнут вопросы, она автоматически проанализирует налогоплательщика по всем остальным критериям, сформулированным специалистами ГФС.

– Если у предприятия реальный, а не подставной директор, если оно продает товары или услуги конечному потребителю – населению, и имеет налоговую нагрузку не менее 3%, его вообще не будут проверять, – говорит эксперт Института общественно-экономических исследований Юрий Федчишин.

– Несмотря на увеличившееся количество этапов проверки, их критерии достаточно лояльны к малому и среднему бизнесу. Поэтому предложенные ГФС новации в десятки раз уменьшат количество остановленных документов в системе блокировки налоговых накладных, – утверждает Николай Чмерук.

По словам вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлии Дроговоз, новая система является более сложной, так как добавились критерии рисковости плательщиков, помимо рисковости самих операций. Но это действительно привело к очень существенному снижению количества ошибочных блокировок.

– В этом году жалоб и нареканий гораздо меньше. По крайней мере, из тех предпринимателей, кого блокировали в 2017 году, сейчас мне никто пока не звонит, – уточняет Дроговоз.

Бизнес услышали

Большинство предпринимателей также позитивно воспринимают усовершенствование критериев и функционала СМКОР. По мнению директора департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергея Саливона, с запуском новой версии количество автоматически заблокированных налоговых накладных должно сократиться за счет совершенствования соответствующих критериев блокировки.

– Каких-то глобальных проблем, как было год назад с первых дней старта предыдущей версии СМКОР, незаметно. Ни в социальных сетях, ни в бухгалтерских интернет-сообществах, в которых идет основное обсуждение рабочих аспектов, целенаправленного негатива и критики со стороны специалистов не наблюдается, – говорит руководитель общественной организации Всеукраинское ядерное общество, член общественного совета при ГФС Татьяна Потопальская.

Тот факт, что СМКОР стала работать более точечно и избирательно, подтверждает и глава Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе. По его мнению, решение передать систему фискальной службе было правильным.

– После того, как доработку автоматизированной системы отдали под опеку ГФС, у нас, наконец-то, поинтересовались позиций бизнеса и спросили, в чем именно недочеты? Дискуссии были жаркими, но много предложений услышали и учли. Не хочу ничего прогнозировать, боюсь сглазить. Но судя по первым отзывам из регионов, в этот раз все должно получиться, – отметил Катамадзе.

Еще одно преимущество новой системы, шаг навстречу предпринимателям – упрощение процедуры разблокировки накладных и перенос оспаривания “на места”.  Речь идет о введении двухуровневой системы принятия решений и безусловности их принятия после определенного периода.

– Если заблокировали налоговую накладную, плательщик подал документы и его объем текущих обязательств за этот месяц до 30 млн грн, тогда комиссия на региональном уровне при ГФС должна рассмотреть документы в течение 5 дней. И принять решение о регистрации или отказе. Если объем текущих обязательств до 30 млн грн и комиссия не приняла решения (не рассмотрела) дело, в силу вступает принцип молчаливого согласия – налоговые накладные автоматически регистрируются. Это – позитивное новшество обновленной системы, – говорит Юлия Дроговоз.

Для сравнения: в прошлом году жалобы принимались исключительно комиссией центрального аппарата, что в результате растягивало срок рассматривания на достаточно длительный срок. Комиссия, работая круглосуточно, физически не могла рассмотреть все обращения плательщиков.

– Важно, что нас услышали. Мы, как представители крупного бизнеса, ратовали за автоматическую электронную систему уже давно. Надеемся, что его преимущества оценит и добропорядочный малый бизнес, который в прошлом году вынужденно оказался в заложниках у системы, – прокомментировала исполнительный директор европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.

Назад к схемам

Однако есть у новой системы и оппоненты. Народный депутат, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, Татьяна Острикова уверена, что любая автоматизация системы блокировки налоговых накладных в украинских реалиях неэффективна и себя не оправдала».По мнению Остриковой, противостоять вбросу в систему фиктивного НДС должен эффективный орган финансовых расследований, который еще не создан. Выходит, что пока идут споры о концепции СФР, схемы могут продолжать работать?

На протяжении последних двух с половиной месяцев регистрация и расчеты корректировки налоговых накладных осуществлялись в ручном режиме. Этого времени оказалось вполне достаточно, чтобы на рынок вновь вернулись фиктивные операции с налоговым кредитом. Пусть даже и в относительно небольшом масштабе.

– Тут же активизировались многочисленные желающие подзаработать на регистрации старых налоговых накладных и фиктивных схемных кредитах, – уточняет Татьяна Потопальская.

Эксперты утверждают, что реальный объем вброса могут оценить только в ГФС, любые цифры, которые могут всплывать в некоторых СМИ, берутся исключительно с потолка и являются не больше, чем спекуляциями.

– Что касается темы скруток, то логически можно предположить, что за эти два месяца работы в ручном режиме вбросы в систему увеличились. Оценить их объем под силу только сотрудникам ГФС. Со стороны бизнеса мы, к сожалению, не располагаем такой информацией, – говорит Ольга Богданова, глава общественной организации Палата налоговых консультантов.

– Оценить объемы реальные схемных кредитов за период бездействия автоматизированной системы фискалы смогут ближе к концу года,  – прогнозирует Татьяна Потопальская.

По словам Юрия Федчишина, автоматическая блокировка рисковых накладных – это компромиссное решение. Чтобы “похоронить” тему скруток насовсем нужна политическая воля на ужесточение контроля за покупкой и продажей товаров предпринимателями, которые работают по упрощенной системе налогообложения.

На днях глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина заявила, что налоговая либерализация возможно лишь после того, как в Украине будет фискализирован огромный объем наличных продаж, львиная доля которого сейчас нигде не фиксируется и не контролируется. Проще говоря, пока импортер апельсинов (мы с этого примера начинали публикацию) не перестанет получать за свой товар “серую наличку” с рынков и уличных торговых точек, соблазн для создания скруток или пересорта остается.

Читайте: Штраф за отсутствие кассовых аппаратов: на сколько и кого будут наказывать

– Не фискализированная огромная часть наличных продаж привела к тому, что мы не можем отпустить и либерализовать следующие шаги по администрированию налога (НДС) и поэтому давим огромное количество других плательщиков. Я имею в виду, большую часть товаров, импортируемых и продаваемых на крупных рынках Украины. Они продаются без учета… В Болгарии, в стране, которая еще только поднимается со дна, даже на рынке бабушка, которая продает зелень, должна пробивать это через кассовый аппарат, – сказала Южанина.

Таким образом, мяч сейчас на стороне депутатов. Как только центральный сервер ГФС сможет получать информацию о любой торговой операции – простора для мошенничества с НДС не останется. И система блокирования будет не нужна. Пока же СМКОР – нравится это кому-то или нет – единственное средство от серых схем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загружается…
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка