PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTMxOSIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tZm9ybWF0PSJmdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1zaXRlX2lkPSJGYWt0eV9GdWxsc2NyZWVuIiBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1jb250ZW50X2lkPSJmYWt0eS5pY3R2LnVhIiBzcmM9Ii8vcGxheWVyLmFkdGVsbGlnZW50LmNvbS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC8yLjExL291dHN0cmVhbS11bml0Lm1pbi5qcyI+PC9zY3JpcHQ+

Украина не прокормит 40 млн населения: 4 сценария для экономики

Почему мы бедные и какие драйверы должны поднимать экономику Украины из системного кризиса – дальше 10 тезисов доктора экономических наук, ректора Киевского института банковского дела Василия Фурмана.

Весной многие экономисты прогнозировали крах экономики Украины. На фоне роста доллара некоторым верилось, что осенью за условную единицу будут давать и по 50 грн, а еще раньше наступит дефолт.

Худшего в 2015 году не произошло. Правительство смогло реструктуризировать государственный долг, избежав банкротства страны. Однако кардинально для экономики ничего не изменилось. Мы прошли “дно” и в то же время остаемся беднейшей страной Европы. Если все останется как есть – страна не сможет содержать 40-миллионое население.

Почему мы бедные и какие драйверы должны поднимать экономику Украины из системного кризиса – дальше 10 тезисов доктора экономических наук, ректора Киевского института банковского дела Василия Фурмана.

 

1.

На Киевском международном экономическом форуме наряду со многими другими вопросами анализировались 4 сценария развития ситуации в экономике.

1 – оптимистичный.

2 – консервирование кризиса.

3 – суверенный дефолт.

4 – коллапс.

Вероятность первого – 10%. Он возможен при наилучшем совпадении обстоятельств, и если уже с конца 2015 года начинаются радикальные и компетентные преобразования.

50-60% отводятся на второй сценарий. Его характеристики – незначительные внутренние преобразования, накопление внешних заимствований до уровня 150% ВВП в течении 2-3 лет, а военный конфликт будет заморожен по модели Сектора Газа.

При реализации сценария консервирования кризиса, думаю, мы никогда не сможем сделать рывок из разряда “вторых” стран в “первые”. Мы останемся сырьевым придатком Европы. Страной, которая преимущественно экспортирует сырье и низкотехнологичную продукцию с малой добавленной стоимостью, талантливых людей и заработанные в Украине доходы, а импортирует готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью и международную финансовую помощь.

Нужны огромные изменения, чтобы наступил оптимистичный сценарий развития Украини.

2.

То, что делает экономический блок правительства недостньо для прыжка из разряда “вторых” стран в “первые”. Мы много внимания концентрируем на горизонтальных реформах. Мало думаем о вертикальных реформах, о драйверах экономического развития государства. Нет системного видения реформирования государственных органов. Реформы проводятся очень медленно. Например, ключевая реформа для экономики – судебная. Беззаконие – ужас для инвесторов и населения. При создании полиции – всех заменили. Так и судей надо заново набирать. И чем раньше мы это сделаем, тем лучше. А не дискуссировать сможем или не сможем эту реформу провести…

Вторая ключевая реформа касается налогов. В тени почти 50% экономики. Такое количество налогов неподъемны для бизнеса. Администрирование налогов тяжелое и сложное. Мы попали в налоговую ловушку.

В то же время радикальные взгляды вроде 5.10 я не поддерживаю. В каких странах это работает? Ни в каких. В свое время, Каху Бендукидзе спросили: А вы думали отказаться от НДС? Он ответил: Да, но мы не смогли найти заменитель этому налогу.

И я за то, чтобы полностью приватизировать государственные предприятия. Даже в условиях кризиса. Стратегические также. Большинство предприятий де-факто руководствуются не государством, а “прихватизированные”. Эффективность работы низкая. Новые инвесторы обеспечат и прибыльную деятельность и поступления в бюджет средств…

3.

Надо максимально обеспечить экономику деньгами. Почему бы не создать государственный банк развития; экспортно-кредитное агентство; агентство по привлечению инвестиций? В других странах они работают! Либеральный принцип невмешательства в экономику, который у нас был до этого, однозначно неверен.

У нас есть посольства, торговые представительства – они должны также лоббировать интересы украинских предприятий. Государство должно быть “водителем”, а не “пассажиром”…

Нам давно нужно создать экспортно-кредитное агентство, которое работает почти во всех европейских странах и поддерживает экспортно ориентированные предприятия.

Что такое банк развития? Это государственный банк первого уровня, который финансирует крупные приоритетные отрасли. Или инфраструктурные проекты, или строительство новых крупных предприятий. Поверьте, такие проекты выступят катализатором развития государства. Внутренний инвестор будет прокладывать путь иностранному. Иначе не будет.

4.

Дефолта не произошло, потому что мы однозначно уменьшили нагрузку на бюджет в 2015 году. В первую очередь благодаря реформам в энергетической сфере (повышении тарифов) и реструктуризации государственного долга. В 2014 году зарубежных долларов мы получили 9 млрд, но отдали – 14. В этом году планировалось что-то подобное. И после реструктуризации, кредиты МВФ и других инвесторов, которые зайдут в Украину, не будут отдаваться на выплату долгов предшественников. Важно, чтобы они были потрачены не на проедание, а на инвестирование.

Бюджет 2015 не является бюджетом развития (как и предыдущие бюджеты). Дай Бог, чтобы мы из него вышли с минимальным падением ВВП, хотя оно все равно будет измеряться двузначными цифрами. От базы 2013, думаю, мы упадем за два года на 25%.

Также нужно понимать, что нагрузка на бюджет, учитывая девальвацию гривни, стало меньше. Сегодня мы имеем даже положительное торговое сальдо. Девальвация сильно ударила по импортерам.

Есть ли предпосылки дефолта сейчас? Вероятность существует. Третий сценарий ученых так и называется – суверенный дефолт. Но сейчас ситуация контролируется.

5.

В торговых войнах проигрывает тот, кто слабее. В начале года звучала информация, что замораживание любых торговых отношений с Москвой нанесет ущерб Украине на сумму около $5 млрд в год (Россия потеряет около $6 млрд). Но уже сейчас есть другие цифры. В 2013 году товарооборот был на уровне 38 млрд, в 2014 – 22 млрд. Минус 16 всего за год (конечно, здесь учтены и снижение объемов поставок газа из России, на чем мы много сэкономили).

Когда останавливаются заводы, а на заводах работают тысячи рабочих – это огромная проблема для владельцев предприятий, для работников и местных властей. И в таких случаях мы видим, насколько недальновидной была стратегия акционеров таких предприятий, потому что они не модернизировали их (как правило, выводили средства за границу или же покупали другие активы или проедали средства), недиверсифицировали рынки сбыта.

6.

Почему другие страны с помощью эмиссии денег могут финансировать те или иные отрасли, наполняя экономику деньгами? Даже некоторые ведущие страны мира осуществляют экспорт эмиссии… Когда деньги идут на производство, строительство, создание новых рабочих мест, эмиссия существенно не влияет на инфляцию. Инфляция при таком инвестированни всегда будет, но здесь она способствует развитию экономики и ее можно контролировать.

Государство должно определить, в какие кластеры она инвестирует.

Правильная стратегия – экспортировать не сырье, а делать глубокую переработку. Это новые рабочие места и доходы. Например, глубокая переработка 1 тонны зерна стоимостью 250 долл. США обеспечивает производство продукции на сумму ~ 600 долл. США, и создает ~ 300 долл. США добавленной стоимости.

В аграрной стране на квадратный километр километр живет около 40 человек; если страна индустриальная – уже 400. То есть, если мы останемся сырьевым государством, нам не нужно 40-миллионное население. Какой бы ни была индустриальная экономика, она должна быть. Индустрия обеспечивает занятость, выше размер зарплат, чем в аграрном секторе. Эти вещи нужно понимать.

Должно быть 7 главных кластеров развития экономики государства. Речь в первую очередь об аграрном кластере, ВПК, информационно-коммуникационных технологиях, создании новых веществ и материалов (нанотехнологии), энергетике, технологическом машиностроении, науке и туризме.

7.

Мы неправильно сделали, открыв рынки для международных компаний. Надо было максимально подготовиться к свободной конкуренции, потому что слабый никогда не будет работать на равных с сильным. ЕС мы выгодны как сырьевой придаток.

Все классные идеи, которые работают в мире, у нас в связи с коррупцией и слабостью государственных органов, не работают. Например, специальные экономические зоны (территории с применением процедуры государственных и / или муниципальных преференций, могут включать индустриальные и технологические парки). Все думают, что через них воруют средства. И действительно воруют! Потому что не построены прозрачные правила игры, монополизировали рынок. Но, например, в Турции работают более 345 зон, в Польше – около 80…

8.

На сегодняшний день, главным торговым партнером Украины являются не россияне, а ЕС. Как по экспорту, так и по импорту. В 2014 году 35% торговли было с ЕС. Но при таком падении торговли с Россией, это сложно назвать успехом. Рост товарооборота с ЕС на уровне 5%.

Я за то, чтобы полностью не разрывать отношения с Россией. Где возможно – их надо хранить. Думаю, в будущем, после восстановления территориальной целостности нашего государства, рынки России мы будем открывать по-новому. Но туда мы будем уже экспортировать высокотехнологичную продукцию или продукцию с высокой добавленной стоимостью…

9.

В 1 квартале этого года падение ВВП нашего государства составил около 17%. Доля Донбасса в этом падении составляет более 50%. Донбасс и война на Донбассе являются главными причинами падения экономики государства. Донецкую и Луганскую области нужно однозначно восстанавливать уже сейчас на территориях, подконтрольных нам, и впоследствии на других после восстановления территориальной целостности государства. Ни в коем случае нельзя отказываться от экономики Донбасса. Если у человека, например, болит нога, то лучше ее лечить или сразу ампутировать? При любых условиях ее нужно лечить. Так же и с Донбассом.

После восстановления Украиной суверенитета на востоке действительно надо делать что-то вроде аналога свободной экономической зоны.

10.

Чтобы написать долгосрочную стратегию развития Украины нужно менее полугода. Многие наработки уже есть. В Китае, Сингапуре стратегия развития государства написана на 100 лет вперед. Понятно, что ее нужно корректировать раз в 2-3 года. Но это направления развития и обогащения государства.

Сегодня много вопросов к скорости действий Правительства, принятию законов Верховной Радой.

Каха Бендукидзе любил повторять, что для проведения реформ требуется три человека: первый меняет законы; второй сажает всех, кто нарушает законы; третий каждый день должен выступать по телевизору, объясняя, что эти изменения означают.

Они это делали в Грузии. Нам тоже нужно это делать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загружается…
Загружается…

Вверх Вверх
Вверх

    Нашли ошибку в тексте?

    Ошибка